1 | 2 | 3
Главой сирийского мусульманского духовенства считается великий муфтий; муфтии-имамы — настоятели наиболее крупных мечетей — образуют верхушку мусульманского духовенства. Рядовые служители культа совершают отправление богослужения и обряды, связанные с рождением, обрезанием, браком и похоронами, с занятием торговлей, а в деревнях и с земледелием.
15% населения Сирии исповедует христианство. Большинство сирийских христиан — последователи православной греко-византийской церкви. Проживают они в западных районах страны в мухафазах Хомс, Латакия, Дамаск. Православные сирийцы говорят на арабском языке и ничем не отличаются от жителей православного вероисповедания в Ливане и других странах Востока. Сирийская православная община вместе с ливанской образуют Антиохийскую патриархию, во главе которой стоит патриарх.
Многие сирийские христиане — приверженцы армяно-григорианской церкви. Крупнейшие общины этой церкви находятся в Халебе, Дамаске и в мухафазе Хасеке. Незначительное количество армяно-григориан проживает также в мухафазах Латакия, Дейр-эз-Зор и Хомс, Католики в Сирии — приверженцы трех униатских церквей: греко-католической, армяно-католической и сиро-католической. Униаты откололись от православной церкви и, признав главенство римского папы, образовали особую религиозную общину. Греко-католики (униаты) проживают главным образом в столице Сирии Дамаске и в мухафазах Дамаск, Халеб, Хомс, Деръа. Армяно-католики (униаты) концентрируются преимущественно в мухафазах Халеб и Хасеке, там же концентрируются и сиро-католики.
Значительно меньшее число приверженцев имеют местные ближневосточные христианские церкви — маронитская, яковитская, несторианская и халдейская.
Каждая христианская религиозная община располагает монастырями, владеющими плодородными землями, садами, виноградниками. Кроме того, общины имеют учебные заведения для подготовки лиц духовного звания. Особую религиозную группу — иудеев составляют сирийские евреи. Они сосредоточились преимущественно в Халебе, Дамаске и Хасеке. Еще менее значительная по числу приверженцев община езидов, состоящая главным образом из курдов, проживающих да севере мухафаз Хасеке и Халеб.
В соответствии с конституцией 1973 г. религия отделена от государства, однако она же узаконивает, что верховную власть в стране может осуществлять лишь мусульманин.
По официальной оценке сирийцев, население Сирии на 1977 г. составляло 8,8 млн. человек. Естественный прирост населения — 3,3%. После второй мировой войны коэффициент смертности в стране снизился (до 7-10 на 1 тыс. человек в год) при сохранении высокого коэффициента рождаемости (40-50 на 1 тыс. человек). В результате этого темпы прироста населения заметно возросли. С 1950 по 1970 г. число жителей страны почти удвоилось (1950 г. — 3 215 тыс. человек, 1970 г. — 6 305 тыс. человек). Снижение уровня смертности при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению доли молодых возрастов (0-14 лет) до 47% (1970 г.), что почти равно доле людей производительного возраста (15- 59)-47,6%.
Повышенный по сравнению со странами Европы общий уровень смертности и пониженная
За последние 10 лет доля городских имеется в Дамаске и его окрестностях. Довольно значительное число палестинцев проживает в особых лагерях для беженцев.
В период турецкого господства и французского мандата значительное число сирийцев эмигрировало в поисках работы. За пределами Сирии проживает более 200 тыс. человек, главным образом в Южной Америке (70%). После второй мировой войны эмиграция сирийского населения резко уменьшилась. Для подавляющей части населения Сирии родным языком является арабский. Из языков национальных меньшинств известное распространение получили курдский, армянский, черкесский, ассирийский и другие языки.
В больших городах среди сирийской интеллигенции широко распространен французский язык.
Религиозный состав населения Сирии в сравнении с другими арабскими странами отличается исключительной пестротой. Здесь представлено более 20 различных религиозных направлений (религий, толков, сект). Многочисленные колонизаторы и неоколонизаторы неоднократно пытались и пытаются использовать религиозную раздробленность Сирии для разжигания вражды среди населения и. подрыва национального единства в ходе национально-освободительной борьбы.
Пестрота религиозного состава населения сочетается с исторически обусловленной локализацией отдельных религиозных направлений. Господствующее положение среди религий, получивших распространение в Сирии, принадлежит исламу. Его последователи — мусульмане составляют 85% населения. При этом среди сирийских мусульман численно преобладают сунниты. Помимо сирийских арабов суннитами являются также проживающие в Сирии курды, турки и черкесы. Сунниты повсеместно, исключая мухафазы Латакия, Эс-Сувейда, составляют большинство населения поселений. К числу мусульманских религиозных меньшинств относятся шииты, которые проживают главным образом в мухафазах Халеб и Хомс, а также приверженцы различных сект шиитского направления: алавиты и нусайриты, друзы, исмаилиты и др. Наиболее крупная из шиитских сект — секта алавитов. Алавиты объединяются в отдельные общины. В Сирии имеются общины алавитов — сирийских арабов и сирийских курдов. На вероучение алавитов оказало заметное влияние христианство: они празднуют некоторые христианские праздники и носят христианские мужские и женские имена. Алавиты населяют мухафазу Латанию. Здесь на их долю приходится более половины всего населения. Много алавитов живет в горных уездах мухафаз Хомс и Хама. Небольшие общины разбросаны в горных районах близ Дамаска и на северо-западе мухафазы Халеб.
Друзы проживают компактной группой в мухафазе Эс-Сувейда, где они составляют около 90% населения, а также на юге мухафазы Дамаск. Небольшие общины друзов встречаются и в мухафазе Халеб. Друзы наряду с верой в единство аллаха веруют также в учение своего земного бога Хакима. Друзы не считают для себя обязательным выполнение мусульманских обрядов, а то, что относится к их религии, они должны хранить в тайне. В связи с этим они могут формально причислять себя к последователям господствующей в местности их проживания религии, исполнять некоторые из ее обрядов.
Исмаилиты, составляющие одну из наиболее влиятельных шиитских сект, проживают почти исключительно в мухафазе Хама и частично в мухафазе Латакия.
Главой сирийского мусульманского духовенства считается великий муфтий; муфтии-имамы - настоятели наиболее крупных мечетей — образуют верхушку мусульманского духовенства. Рядовые служители культа совершают отправление богослужения и обряды, связанные с рождением, обрезанием, браком и похоронами, с занятием торговлей, а в деревнях и с земледелием.
15% населения Сирии исповедует христианство. Большинство сирийских христиан — последователи православной греко-византийской церкви. Проживают они в западных районах страны в мухафазах Хомс, Латакия, Дамаск. Православные сирийцы говорят на арабском языке и ничем не отличаются от жителей православного вероисповедания в Ливане и других странах Востока. Сирийская православная община вместе с ливанской образуют Антиохийскую патриархию, во главе которой стоит патриарх.
Многие сирийские христиане — приверженцы армяно-григорианской церкви. Крупнейшие общины этой церкви находятся в Халебе, Дамаске и в мухафазе Хасеке. Незначительное количество армяно-григориан проживает также в мухафазах Латакия, Дейр-эз-Зор и Хомс.
Католики в Сирии — приверженцы трех униатских "церквей: греко-католической, армяно-католической и сиро-католической. Униаты откололись от православной церкви и, признав главенство римского папы, образовали особую религиозную общину. Греко-католики (униаты) проживают главным образом в столице Сирии Дамаске и в мухафазах Дамаск, Халеб, Хомс, Деръа. Армяно-католики (униаты) концентрируются преимущественно в мухафазах Халеб и Хасеке, там же концентрируются и сиро-католики.
Значительно меньшее число приверженцев имеют местные ближневосточные христианские церкви — маронитская, яковитская, несторианская и халдейская.
1 | 2 | 3